Георгиевская ленточка

ЗАЧЕМ ДЕРЖАТЬ СТАРЕЮЩУЮ СОБАКУ



В настоящее время исключительно для промысловых целей содержится одна-две охотничьих собаки из десятков тысяч. Однако на охотничьих сайтах встречаются  призывы «своевременно» избавляться от старой собаки, мотивируя это «традициями промысловиков».  

Считаю, что причиной этого являются недостатки воспитания в детском возрасте, эгоизм, элементарная лень и желание избавиться от «обузы». И это вместо благодарности!                                                                                                                                      Иное дело, когда состояние здоровья собаки настолько плохое, что доставляет ей страдания и помочь невозможно. В этой ситуации хозяин просто обязан позаботиться о безболезненном  уходе. 

В этом случае, говоря словами Е. Евтушенко,  «…единственное,  что мы можем сделать – помощь смертью». Это и будет благодарностью своему питомцу, другу и помощнику.

А ведь стареющая собака еще долго может не только жить достаточно полноценной жизнью, но  и продолжать приносить пользу хозяину.                   Для этого всего лишь надо внимательно к ней относиться и дозировать нагрузки. 


По нашему опыту, самым достоверным признаком достижения собакой такого возраста, когда следует начинать дозировать её нагрузки, является её отношение к воде. Все наши собаки с самого раннего возраста в любое время года любят проводить время в воде, причем некоторые не только плавают, но и ныряют. Молодые, полные сил собаки любят преодолевать сопротивление воды – отплывают от берега и подолгу пытаются плыть против течения. В возрасте 7-8 лет они уже начинают экономить силы, в воду идут только по необходимости (за зверем или птицей), особенно в холодное время. С этого времени хозяину надо начинать беречь их силы.





Но в теплую погоду до последних своих дней любят побродить по мелководью – «пузичко остудить» и даже поплавать за поноской.





В то же время не следует идти на поводу у собак, до старости сохранивших темперамент и игривость, надо самим ограничивать их нагрузки.
В преклонном возрасте, чтобы поберечь силы собаки и продлить жизнь, забираем её в дом. Оборудуем ей закрытую лежанку в укромном теплом месте.



При этом надо обязательно уменьшить её рацион питания по части жиров и углеводов. В этом возрасте собаки предрасположены к лишнему весу, а ожирение в свою очередь может привести к другим проблемам со здоровьем, поэтому важно не допускать переедания, не злоупотреблять «вкусняшками», не менять привычную схему питания.
При появлении признаков ожирения в рацион собаки нужно включать сырое постное мясо, овощи, фрукты, жидкие супы и ограничить в хлебе, кашах и жирах. Но в наших условиях (Сибирь) в холодный период жиры все таки необходимы.

Все мои состарившиеся вельши и ягды были активны по мере сил почти до последнего дня. Вельштерьер Вильма ушла на 12-м году жизни, до последнего дня участвуя в охотах и обучив себе на замену свою дочь Греси.
Ягдтерьер Чара прожила 16 (!) лет, причем до 14 лет активно работала, а затем была сторожем и воспитателем. Она обучила двух моих ягдтерьеров следующего поколения.





Ягдтерьеру Вильме сейчас 12-тый год, но она активно работает. Правда в барсучьи норы её уже не пускаю, но наверху работает почти без ограничений, пока живет в вольере на улице.

Все наши собаки не «диванные», а действительно рабочие, с ними добыто много зверя и птицы, каждая была по 5-6 раз прооперирована после схваток с барсуками, не считая мелких ран.

Стареющую собаку довольно долго можно использовать там, где нужна «мягкая», негрубая работа по зверю, где требуется не выгнать испуганного зверя, а «выдавить» в нужное место. 
Такие собаки работают исключительно осторожно, и в то же время грамотно.

 Вот примеры такой работы наших собак.

В норе
Не вступая в непосредственный контакт со зверем и не получая серьезных ран не дают ему возможности оторваться, чтобы закопаться, «выдавливают» барсука из норы.
 Мои собаки работали так только после 7-8 лет, до этого возраста барсуки из под них не выходили, и приходилось вскрывать норы. И раны получают незначительные, быстро заживающие.




По птице
Причуяв полевую дичь, в отличие от молодых собак, не мечутся, а потихоньку крадутся, постоянно оглядываясь на хозяина и работая хвостиком, а то и вообще, делают стойку (как две моих собы).



Косачей и рябчиков на деревьях облаивают «вежливо», без царапанья ствола и прыжков на него.

При поиске уток в траве и кочках постоянно оглядываются на хозяина и не уходят за пределы выстрела. Найдя птицу, замирают и без команды «вперед» не двигаются с места.

В загонах
Старая, опытная собака исключительно хорошо помнит, как по краю колка заходить в начало загона, где искать зверя, куда его гнать на номера. 
Со своими старыми вельшами и ягдами мы с женой часто оба становились на номера, а собаки сами уходили в загон и выгоняли на нас зверя. 
Понятно, что такие собаки физически уже не способны на полноценную работу в течение всего дня, но этого и не требуется. При такой грамотной работе достаточно одного-двух загонов, чтобы успешно отстреляться. А собаку, которая из загона идет «пешком», можно и подождать, а иногда даже и на руках к машине приходилось приносить.



Зато они дарили нам (и себе) дополнительно 2-3 года исключительно успешной охоты. Плюс ко всему, такие собаки гораздо меньше склонны уходить далеко и надолго, что также экономит время и силы.

Стареющая собака доставляет намного меньше хлопот, чем молодая. Она всё знает и умеет, меньше проказничает и быстро приспосабливается к любой ситуации и в быту, и на охоте. 
Но, с другой стороны, надо быть к ней более внимательным, чтобы не спутать недуги старости с заболеваниями. И совсем не обременительно прощать их излишнюю ворчливость, замедленную реакцию на команды, попытки занимать «тепленькое» хозяйское место в машине или кресле, у камина.



Даже просто полежать на старом охотничьем рюкзаке, пока хозяин собирается, для них в радость.



























Такая собака до самых последних дней остается отличным сторожем и в машине и в палатке и у лодки. Причем сторожем очень грамотным, не поднимающим лишнего шума по пустякам, но и не пропускающим серьезные подозрительные моменты.
И ещё один важный аспект.
Стареющая собака в качестве наставника и учителя для следующего поколения в разы ускоряет и упрощает обучение молодых собак.



По моим оценкам, обучение молодой собаки до уровня полноценной самостоятельной работы с помощью такого «наставника» происходит, как минимум, на год-полтора раньше. 

Причем качество такого обучения гарантированно выше, чем обучение человеком. Мы убеждены в этом, поскольку проверили на 4-х поколениях своих собак.


Охотник и Рыболов Сибири №1 за 2017 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий