Георгиевская ленточка

О НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТАХ НАДУВНЫХ ЛОДОК-часть1

Подвесной транец

Для установки мотора на гребную лодку Агул-270 сделал навесной транец, конструкция которого несколько раз менялась по способам крепления, по расположению по отношению к кормовому баллону, и т.п. В конечном варианте транец максимально приблизил к кормовому баллону, жестко «связал» с кормовым пайолом, добавил возможность регулировки высоты мотора и угла наклона по отношению к лодке. Между транцем и баллоном проложена комбинированная прокладка из автомобильного пластика: мягкого (защита от повреждений) и твердого (защита от деформации баллона под нагрузкой).




И хотя оказалось, что лодка «Агул-270» для полноценного использования с подвесным мотором не годится из-за высоко приподнятой кормы, такую конструкцию транца могу смело рекомендовать для гребных лодок иной конструкции. А поиски решения для «Агула» продолжу.

Пайол

Насмотревшись на водоемах на трудоемкую (мягко говоря) «процедуру» установки в лодки ПВХ «заводских» составных пайолов, убедившись в их недостаточной эффективности, решил продолжать пользоваться самодельными. Из 10-ти мм. фанеры у меня сделано несколько пайолов разного размера, пропитанных олифой и покрытых грунтом, которые использую в зависимости от водоема и продолжительности нахождения в лодке. Красить по олифе следует масляными красками и сушить при высокой температуре. Грунт серого или черного цвета использую автомобильный, в аэрозольных баллончиках – не скользко и камуфляжный эффект.

В транцевой лодке с мотором пайолы необходимы для обеспечения жесткости лодки, подгоняются точно по размерам днища и при накачивании лодки жестко зажаты бортами. В лодках резиновых или с надувным дном они служат для дополнительного комфорта и защиты днища, поэтому лежат свободно и достаточно закрыть две трети.

При изготовлении цельного пайола для транцевой лодки сначала вырезаем трафарет из ДВП или жесткого картона (упаковка от холодильника), не доходящий на 15-20 см до стыка носового баллона с днищем. Укорачиваем пайол именно в носовой части, поскольку она приподнята и мало оказывает влияния на общую жесткость днища. По трафарету выпиливаем пайол, обрабатываем его торцы наждачкой (кроме узкого, носового), и пытаемся вставить в лодку, уперев широкую часть в транец (баллоны спущены почти полностью). При неудаче прикидываем, на сколько следует обрезать со стороны носа – не спешить, лучше потом ещё один раз обрезать. Затем скруглить углы в носовой части побольше (легче будет вставлять пайол в лодку в холодную погоду), обработать наждачкой, пропитать олифой, покрасить и нанести «средство против скользкости» (я использую автомобильный грунт, дающий «шершавую» поверхность).

Для более жесткой связи пайола с лодкой я две короткие узкие планки внизу транца заменил на одну длинную и более широкую (на фото светлого цвета). В неё же установил на герметик сквозные болты для крепления транцевых плит.
                               

Транцевые плиты

Изготовил их из взятого на авторазборке пластикового бампера битой иномарки. Испытания показали, что выбор материала оказался исключительно удачным:
- упругий, но прочный - гасит ударные нагрузки и этим защищает транец – слабое место надувных лодок;
- легко обрабатывается любым инструментом (ножовка и ножницы по металлу, нож, шило, наждачка);
- выравнивать края, снимать фаски, убирать неровности удобно простым маленьким рубанком;
- форма бамперов дает возможность подобрать нужный профиль: слегка выгнут, обрезиненная отбортовка по внешнему краю;
- не надо красить – и так не ржавеет и красиво смотрится!

Для крепления к транцу взял рояльный шарнир, к которому крепится на болтики-гаечки (с расклепыванием после окончательной примерки) алюминиевая полоса (шина от трансформатора) и транцевые плиты. Стойки транцевых плит сделал из алюминиевых трубок, входящих одна в другую, служат для настройки угла отклонения плит.

Наружные края транцевых плиты должны быть параллельны баллонам (а лучше даже чуть расходиться кнаружи – от мотора).

Начинать эту настройку на лодке надо с их почти горизонтального положения, т.е. параллельно днищу. Это «стартовое» положение очень близко к оптимальному.
           

Шаг регулировки угла (расстояния между отверстиями в трубках-упорах) должен быть достаточно маленьким, чтобы иметь возможность добиться максимальной скорости при любых условиях плавания (загрузка, течение, ветер и т.п.). Изменение угла отклонения плит при такой конструкции занимает буквально 2-3 минуты, а эффект может быть очень значительным.

При спуске лодки на воду неспешная установка транцевых плит занимает около 5 минут и сводится к закручиванию 6-ти гаек. Для ускорения и большего удобства сделал специальный ключик из торцовой головки, гайки с шайбами хранятся на магните вместе с ключом – всё под руками.
 



При изготовлении любых конструкций для моторной лодки надо всегда помнить о вибрации – все гайки без гроверных шайб, герметика или резиновых стопоров рано или поздно откручиваются и теряются. Поэтому на торцах болтов крепления плит использую отрезки резинового шланга, которые кроме этого служат ещё для:
- защиты лодки от повреждений болтами при сворачивании лодки;
- защиты от воды и повреждений резьбовой части болтов.

На первом же испытании на воде без этих резинок было утеряно несколько гаек и шайб, поэтому всегда имею с собой баночку с запасными гайками, болтами и шайбами на магнитике.

Гидрокрыло

Была выбрана модель крыла, сделаны чертежи и приготовлен материал. Однако транцевые плиты оказались настолько эффективны и удобны в эксплуатации (на установку или снятие требуется всего несколько минут), что решил пока отложить изготовление крыла «до лучших времен». Смущает ещё и вопрос транспортировки: транцевые плиты легко и быстро снимаются и практически не занимают места в машине. А вот как перевозить мотор с крылом – вопрос, поскольку конструкция достаточно хрупкая, а достаточно надежной быстросъемной конструкции пока не нашел. 

Удлинитель румпеля

Попытки использовать удлинитель румпеля (идеально подошла пластиковая трубка от пылесоса) имели незначительный эффект: появилась возможность идти только в пол-газа. При дальнейшем увеличении оборотов лодка встает «на дыбы» и легко может быть опрокинута даже небольшим порывом ветра (опыт такой имеется).

Управление лодкой при длинном румпеле становится не просто некомфортным, а слишком ненадежным и даже опасным, что недопустимо на серьезных водоемах. Это можно себе позволить при движении по спокойному водоему в тихую погоду, но на сильном течении, при постоянном риске поймать винтом «мочалку» водорослей, при очень частых ветрах на реке такое легкомыслие неоправданно.   


Фиксатор газа

Если на ходу бросить румпель, то мотор сразу сбрасывает обороты до минимальных. С одной стороны, это необходимо из соображений безопасности, но не редко бывает нужно, чтобы лодка сохраняла движение с постоянной скоростью. Для этого сделал фиксатор газа: на одном конце отрезка 4-х мм. проволоки загнул ушко (колечко), а на другом нарезал резьбу М4 и пропустил сквозь резиновую ручку газа на румпеле и навернул гайку. Для фиксации положения ручки газа достаточно повернуть фиксатор за ушко на четверть или пол-оборота.


 Весла

«Родные» весла из дюраля тонущие, поэтому сразу же сделал их «плавучими» - набил внутрь мягкого пенопласта, а в торцы «пробки» из более жесткого.

Мне нередко приходится пересекать участки с очень сильным течением, где нужно двигаться быстрее, поэтому «родные» лопасти на веслах заменил на лопасти бОльшего размера.

Банки (сиденья)

«Родные», фанерные банки очень скользкие и слишком холодные, когда не жарко, но обжигающие на солнце. После того, как пару раз в азарте вываживания рыбы соскользнул с сиденья на дно лодки, прямо на рыбалке сделал накладку из каремата и пары резинок, связанных в кольца. Так они и «прижились»: легко ставить и снимать, не впитывают воду, всегда комфортны по температуре.

Манометр

Для лодок с мотором давление в баллонах имеет первостепенное значение. Как оказалось, достигнуть рекомендуемого производителем давления в 0,2 Бар (150 мм. рт. ст.) штатным насосом-лягушкой невозможно по определению. Странно, что производители лодок комплектуют их насосами с заведомо не достаточными характеристиками.

Для использования автомобильного компрессора изготовил переходник со штуцером для контрольного манометра, который взял от старого тонометра. Это очень точный прибор и потребовалось лишь отметить на шкале нужное давление – 150 мм.рт.ст. Манометр с переходником соединил резиновой трубочкой от того же тонометра. Так оказалось гораздо удобнее и безопаснее: переходник присоединять к клапанам лодки можно в любом положении – шкала манометра всегда хорошо видна.

Рым для якоря

Вместо носового якорного ролика сделал «ролик из фторопласта: в проходную леерную шайбу «врезал» треугольную стойку из фторопласта с отверстиями. Получилось надежнее любого ролика, меньше по габаритам и обошлось в 5 раз дешевле «магазинного».

PS. Всё показанное выше не эталон, а всего лишь идея, подсказка и наверняка, кто-то может сделать лучше. Удачи.

Видеоролики можно посмотреть здесь:

Комментариев нет:

Отправить комментарий